я вижу дно
В «детскую» тему: сказка для взрослых.
После «Алисы» меня очень заинтересовал чешский режиссёр Ян Шванкмайер. А один из самых известный его фильмов – «Полено». Картина, как и все другие, элитарная, но не столько из-за ограниченности круга заинтересованных зрителей, сколько из-за её очевидной некоммертности.
читать дальше
Сюжет такой: бездетная женщина очень страдает от невозможности забеременеть. Муж, пытаясь её развлечь, притаскивает полено, по форме напоминающее младенца. Жена начинает ухаживать за ним, как за настоящим ребёнком, и окончательно свихивается на этой почве. Муж, не зная что делать и не желая травмировать супругу, поддерживает её в этой странной игре. Они проходят «человеческий» цикл: женщина изображает беременность, чтобы потом иметь возможность «социализировать» «сына». Когда ребёнок официально «появляется на свет» героиня гуляет с ним, но никому не показывает, что начинает вызывать подозрения. Но тут происходит странное: полено оживает, и у него разыгрывается нешуточный аппетит. Оно начинает пожирать всех, кто случайно ему попадается: домашнюю кошку, почтальона, социального работника… Родители как могут пытаются скрыть эти смерти. Случайно полено видит соседская девочка Альжбетка, не по-детски озабоченная проблемой возникновения детей и мечтающая о братике или сестрёнке. Она без труда сопоставляет скрытность Хораков, пропажи людей и, мягко говоря, странную наружность «ребёнка» с детской сказкой про волшебное полено, которое поедало всех вокруг до тех пор, пока «одна старушка не стукнуло его тяпкой по брюху, и из брюха его не вылезли все, кого он съел». Когда Хораки перетаскивают своё полено в подвал, Альжбетка замещает ему родителей, и, пытаясь удовлетворить аппетиты чудища, заманивает в подвал и скармливает ему все новых и новых людей. Любопытно, что среди «потенциальных блюд» девочкой рассматриваются даже родные родители. Она замечает, что присутствуют все персонажи ожившей сказки: и старушка с тяпкой в том числе. И финальная сцена фильма такова: старушка идёт «сражаться» с поленом, а девочка умоляет её не делать этого, ибо, дескать, «полено одиноко в этом мире, и у него нет никого кроме меня».
Что до смысла… Есть вот хорошие рецензии, как всегда, умные люди умно пишут (везет мне на умников этих, ага)… www.clas.ru/movie.php?id=41178 . Но, опять же, как всегда, согласна не со всем. Основная фраза рецензии: «отчужденный, лишенный в буржуазном обществе полноценного общения, человек теряет разум и становится рабом своей безумной фантазии, своей самой извращенной потребности вопреки тому, что эти желания смертельно опасны для него самого и окружающих». Так-то оно, конечно, так… Но причём тут ребёнок? Разве героиня хотела забеременеть, чтобы «полноценно общаться» с ребёнком? Или появление ребёнка сделает общение с другими, с теми же соседями, коллегами, более «полноценным»? Или имеется в виду, что если бы это «полноценное общение» присутствовало в жизни героини, ей бы сразу расхотелось иметь детей? Или автор рецензии считает, что если бы у семьи было более «полноценное» общение с окружающими, родители не принесли бы последних «в жертву» своему полену? Понятно, что подтекстом идёт небезызвестное выражение «сон разума рождает чудовищ». Но были ли окружающие виноваты в безумии героини?
Проблема изолированности семьи действительно затронута режиссёром. Героями фильма являются бездетная семья Хорак и их соседи: девочка-подросток Альжбетка, её родители и педофиличный старик Пан Злобек. Они не просто здороваются: семьи кое-что знают друг о друге, могут запросто прийти друг к другу за помощью. Может ли общение между соседями быть более полноценным? Нет. Но кроме них и коллег по работе у Хораков никого нет, и они «варятся в собственном соку», хотя их жизнь относительно «полноценна» (потом ради интереса посчитаю, сколько раз в посте фигурируют слова с этим корнем). Что бы могло спасти положение и уберечь зацикленную на желании забеременеть женщину от безумия на этой почве? Муж в одиночку просто не в состоянии с этим справится… Спасло бы её, на мой взгляд, если бы семья была не элементарной, а полной. Да, хотя большое кол-во родственников в повседневной жизни обременительно, в сложных ситуациях чем больше, тем лучше. Вымирание самого типа «полной семьи» как никогда актуально в последние 5-7 лет.
«Семейная» тема имеет в фильме и другое развитие. Очевидно ненормально поведение девочки, Альжбетки. Автор рецензии объясняет это, опять же, недостатком общения, дескать, она готова принести «в жертву полену…своих соседей и даже родителей ради того, чтобы хоть как-то общаться с этим поленом, поскольку этого общения она не имеет с этими людьми, которых ненавидит». Но… Почему она не находит нормального общения в школе? Полено не говорит, не развивается. И общения с ним быть не может! На мой взгляд, вторая проблема, затронутая в фильме – проблема воспитания. Бездушность полена – отражение бездушности окружающих. Дело не в том, что ей негде нормально общаться – про школу я уже говорила, а в том, что она не умеет налаживать отношения и, уж тем более, анализировать свои проблемы. Если бы родители уделяли ей больше времени, этой проблемы не было бы. И полено – это не субъект общения, а живое почти человеческое существо («ребёнок!»), с которым нет надобности налаживать отношения, но которому Альжбетка нужна, с которым она чувствует свою значимость, полезность.
Автор рецензии риторически восклицает: «…сколько бесплодных женщин и мужчин, страдающих от немого порицания окружающих любым способом желают обзавестись хотя бы видимостью ребенка». И снова я с ним не согласна. Проблема героев фильма не в окружающих! Те, кому важно общественное мнение берут детей в детдоме (вариант искусственного оплодотворения не рассматривается: в фильме бесплодны оба).
Вывод автора про потребителей и потребности меня, если честно, слегка ошеломил. Как мне показалось, акцент был сделан режиссёром на ненормальности модели современной семьи. Возможно, кто-то скажет, что переход от социализма к капитализму является одной из причин вымирания сложной семьи… Но не о причинах фильм.
Картина неоднозначная, потому «неправильных» мнений на её счёт быть не может. Наверное, и пытаться спорить было глупо… В общем, посмотрю ещё раз, подумаю… Как знать, может, однажды, соглашусь с автором рецензии…
После «Алисы» меня очень заинтересовал чешский режиссёр Ян Шванкмайер. А один из самых известный его фильмов – «Полено». Картина, как и все другие, элитарная, но не столько из-за ограниченности круга заинтересованных зрителей, сколько из-за её очевидной некоммертности.
читать дальше
Сюжет такой: бездетная женщина очень страдает от невозможности забеременеть. Муж, пытаясь её развлечь, притаскивает полено, по форме напоминающее младенца. Жена начинает ухаживать за ним, как за настоящим ребёнком, и окончательно свихивается на этой почве. Муж, не зная что делать и не желая травмировать супругу, поддерживает её в этой странной игре. Они проходят «человеческий» цикл: женщина изображает беременность, чтобы потом иметь возможность «социализировать» «сына». Когда ребёнок официально «появляется на свет» героиня гуляет с ним, но никому не показывает, что начинает вызывать подозрения. Но тут происходит странное: полено оживает, и у него разыгрывается нешуточный аппетит. Оно начинает пожирать всех, кто случайно ему попадается: домашнюю кошку, почтальона, социального работника… Родители как могут пытаются скрыть эти смерти. Случайно полено видит соседская девочка Альжбетка, не по-детски озабоченная проблемой возникновения детей и мечтающая о братике или сестрёнке. Она без труда сопоставляет скрытность Хораков, пропажи людей и, мягко говоря, странную наружность «ребёнка» с детской сказкой про волшебное полено, которое поедало всех вокруг до тех пор, пока «одна старушка не стукнуло его тяпкой по брюху, и из брюха его не вылезли все, кого он съел». Когда Хораки перетаскивают своё полено в подвал, Альжбетка замещает ему родителей, и, пытаясь удовлетворить аппетиты чудища, заманивает в подвал и скармливает ему все новых и новых людей. Любопытно, что среди «потенциальных блюд» девочкой рассматриваются даже родные родители. Она замечает, что присутствуют все персонажи ожившей сказки: и старушка с тяпкой в том числе. И финальная сцена фильма такова: старушка идёт «сражаться» с поленом, а девочка умоляет её не делать этого, ибо, дескать, «полено одиноко в этом мире, и у него нет никого кроме меня».
Что до смысла… Есть вот хорошие рецензии, как всегда, умные люди умно пишут
Проблема изолированности семьи действительно затронута режиссёром. Героями фильма являются бездетная семья Хорак и их соседи: девочка-подросток Альжбетка, её родители и педофиличный старик Пан Злобек. Они не просто здороваются: семьи кое-что знают друг о друге, могут запросто прийти друг к другу за помощью. Может ли общение между соседями быть более полноценным? Нет. Но кроме них и коллег по работе у Хораков никого нет, и они «варятся в собственном соку», хотя их жизнь относительно «полноценна» (потом ради интереса посчитаю, сколько раз в посте фигурируют слова с этим корнем). Что бы могло спасти положение и уберечь зацикленную на желании забеременеть женщину от безумия на этой почве? Муж в одиночку просто не в состоянии с этим справится… Спасло бы её, на мой взгляд, если бы семья была не элементарной, а полной. Да, хотя большое кол-во родственников в повседневной жизни обременительно, в сложных ситуациях чем больше, тем лучше. Вымирание самого типа «полной семьи» как никогда актуально в последние 5-7 лет.
«Семейная» тема имеет в фильме и другое развитие. Очевидно ненормально поведение девочки, Альжбетки. Автор рецензии объясняет это, опять же, недостатком общения, дескать, она готова принести «в жертву полену…своих соседей и даже родителей ради того, чтобы хоть как-то общаться с этим поленом, поскольку этого общения она не имеет с этими людьми, которых ненавидит». Но… Почему она не находит нормального общения в школе? Полено не говорит, не развивается. И общения с ним быть не может! На мой взгляд, вторая проблема, затронутая в фильме – проблема воспитания. Бездушность полена – отражение бездушности окружающих. Дело не в том, что ей негде нормально общаться – про школу я уже говорила, а в том, что она не умеет налаживать отношения и, уж тем более, анализировать свои проблемы. Если бы родители уделяли ей больше времени, этой проблемы не было бы. И полено – это не субъект общения, а живое почти человеческое существо («ребёнок!»), с которым нет надобности налаживать отношения, но которому Альжбетка нужна, с которым она чувствует свою значимость, полезность.
Автор рецензии риторически восклицает: «…сколько бесплодных женщин и мужчин, страдающих от немого порицания окружающих любым способом желают обзавестись хотя бы видимостью ребенка». И снова я с ним не согласна. Проблема героев фильма не в окружающих! Те, кому важно общественное мнение берут детей в детдоме (вариант искусственного оплодотворения не рассматривается: в фильме бесплодны оба).
Вывод автора про потребителей и потребности меня, если честно, слегка ошеломил. Как мне показалось, акцент был сделан режиссёром на ненормальности модели современной семьи. Возможно, кто-то скажет, что переход от социализма к капитализму является одной из причин вымирания сложной семьи… Но не о причинах фильм.
Картина неоднозначная, потому «неправильных» мнений на её счёт быть не может. Наверное, и пытаться спорить было глупо… В общем, посмотрю ещё раз, подумаю… Как знать, может, однажды, соглашусь с автором рецензии…
@темы: кино, размышлизмы